Сайт обо всем

Главная Книги

Рецензия на книгу
Мещерская сторона Паустовского

«В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха».
Первая глава «Мещерской стороны» Константина Паустовского так и называется – «Обыкновенная земля». В этой обыкновенности, которую автор сравнивает с обыкновенностью картин Левитана, заключена тихая музыка российских мест.

Открывая страницы этой повести-очерка, начинаешь чувствовать и вдыхать это воздух, настоянный на живице-смоле в сосновых борах, и душно-терпкий в багульниках моховых болот. Там зреет сизый гонобобель и лежит теплый свет на сухих песчаных буграх, где хрустит под ногами мох-сфагнум. И слышно далеко окрест в торжественной тишине боров, как позванивает где-то бубенчик на шее заблудившейся коровы.

Эти неяркие звуки и запахи останавливаются в сырых низинах, и взгляд невольно отыскивает просветы среди глухих осинников и тоскливого мелколесья. И, аконец, откроется светло луговое раздолье, за которым синеет речка, веснушчатая от кубышек. Может быть, там, за шумящими на ветрах камышами, и есть та самая старица Прорва, на берегах которой любил ночевать писатель в своей брезентовой палатке. Где легко писалось ему при свете керосиновой лампы, где отыскивал он на небе Стожары и улыбался свету молодой Венеры перед зарей? Летняя ночь звенела цикадами, и тишина пугалась только от всплеска рыбьего хвоста в ямине-бочаге. А поутру писатель шел проверять свои переметы и ловить рыбу простой рябиновой удочкой.

И невозможно без доброго смеха читать в «Небольшом отступлении от темы» про чудака-старика с английской удочкой, который извинялся перед кувшином и яичницей, раздавленной его тяжелым ботинком. Все это Паустовский: запахи и звуки природы, черные озера с нехорошим взглядом, от которого «сомлевали» молодые бабенки, а потом «бяжали-бяжали», пока не выбивались из сил. Люди, образы, судьбы… Сильные и, между тем, не выделяющиеся в контексте сравнения. Повествование, словно неторопливая речь устного рассказчика. Сейчас так не пишут.

Только тот, кто ночевал поздней осенью в стогу, помнит вкусное его тепло. Даже морозным утренником, когда под ногами хрустит иней, можно вырыть в стогу нору и лежать на сене, как в спальне. Но и городской житель, никогда не спавший в стылых лугах и не бывавший в Мещерской стороне, поверит автору на слово и откроет для себя этот мир, поскольку язык Паустовского доверительно прост и на первый взгляд обыкновенен, как обыкновенны описываемые места и картины Левитана.

Источник картинки: paustovskiy.niv.ru

Предыдущая запись:


Следующая запись:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотрите так жеclose