Анализ книги Достоевского «Бесы»
Хоть убей, следа не видно,
Сбились мы, что делать нам?
В поле бес нас водит видно
Да кружит по сторонам.
А.С. Пушкин
Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.
Ф.М. Достоевский
Поклонники творчества Федора Михайловича Достоевского давно заметили и ощутили некую сакральную сущность романа «Бесы». Назвать это произведение пророческим – значит, ничего не сказать. Изначально задумывался очерк на злобу дня, попытка осветить свое личное отношение к «нечаевщине». Но тема оказалась настолько глубокой и животрепещущей, что краткая зарисовка настроений и действий народовольцев, вылилась в роман с глубоким подтекстом, переплетающимися сюжетными линиями и неоднозначными персонажами.
Пожалуй, в этом произведении нет героев, которых можно было бы назвать положительными. Даже Степан Трофимович Верховенский – либерал-интеллигент с возвышенной душой, как он сам мнит о себе, в сущности, является тщеславным, но добрым человечком, потакающим своим слабостям, мечтающем о венце и образе мученика в глазах общества. Хотя мученичество ему отнюдь не присуще. Относясь с невольной симпатией к этому умному человеку, в итоге понимаешь, что вся его жизнь – поза. Степан Трофимович сам осознает никчемность своих потуг и находит аналогию с происходящим – библейский сюжет изгнания бесов.
Ф.М. Достоевский – довольно одиозная и неоднозначная личность. К его трудам невозможно относиться нейтрально, можно либо любить, либо ненавидеть «вязнущие на зубах» сюжеты. Чтобы познать глубину его произведений, нужно хотя бы попытаться заглянуть в лабиринт его души. Вера — изначальная, непререкаемая, истинная, вросшая корнями в душу и сердце так, что выкорчевать ее возможно только с кровью и жизнью — вот истинный мотив всей его жизни.
В «Бесах» Федор Михайлович практически угадал будущее России. Он ясно видел и с болью в душе ощущал, что методичное изгнание бесов властями из революционеров и наоборот – революционерами-народовольцами из «тиранствующих» власть имущих, рано или поздно приведет к гибели «свиного стада». Причем, к буквальной гибели – не моральной, а физической.
«… Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так-что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал «легион», потому что много бесов вошло в него. И они спросили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло…».
Евангелие от Луки, гл.8, стих — 29-33.
Приведя к самоубийству человекобога Кириллова и «принца Гарри» Ставрогина, Достоевский показал единственную возможность будущего – библейские бесы приведут к смерти вопреки дарованной жизни. Можно ли изменить печальное пророчество Федора Михайловича, которое мы явно наблюдаем на протяжении последних «ближайших» 2000 лет, и особенно сегодня? Кто изгонит наших бесов?
Предыдущая запись:
Ошо «О любви». Рецензия на книгу.
Следующая запись:
Почему нельзя дарить часы?