Сайт обо всем

Главная Рецензии

Что интересного почитать из классики?

Когда надоедает карманно-бульварная серия книжек из категории «сто рублей штука, и прощай скука», душа требует что-нибудь действительно стоящее, ценное, проверенное временем. Но что выбрать из многих произведений мировой литературы, которыми так напугала школа, внушившая, что классика – это длинно, поучительно, а главное, скучно? Чтобы удостовериться в обратном, достаточно подойти к полкам, где стоят книги, которые нужно читать не наспех, пролистывая страницы, а не торопясь, получая удовольствие.

Начать, пожалуй, можно с Гоголя и Чехова. Первый – это музыка, поэтика, магия. Его «Вечера на хуторе близ Диканьки» способны улучшить самое ужасное настроение, а пьесы, кажется, писаны с сегодняшних «героев дня». Второй – это ирония, иногда мягкая, чаще острая, детали, подтекст. Стоит прочитать чеховскую повесть «Драма на охоте» (это по ее мотивам снят замечательный «Мой ласковый и нежный зверь»), «Черный монах», «Скучную историю» и «маленькие» пьесы – «Медведь» и «Предложение».

Обязательно нужно набраться храбрости и приняться за романы Достоевского – это не так страшно, как казалось в школе: после первых 10-20 страниц от книги уже трудно оторваться. «Идиот» и «Братья Карамазовы» — вот два романа, чтение которых не заменят никакие экранизации! А если скребущие на душе кошки не позволяют пока читать Федора Михайловича, можно обратить внимание на русских юмористов – Тэффи, Аверченко и их коллег по журналу «Сатирикон». Кстати, это язвительная Тэффи остроумно заметила, что русский роман читать вредно: «от него человек либо повесится, либо всю посуду в доме переколотит». Это, конечно, не относится к романам Бунина, Булгакова, Шолохова. «Жизнь Арсеньева» (так же, как и цикл рассказов «Темные аллеи»), «Мастер и Маргарита», «Тихий Дон» читаются легко и приятно.

Из зарубежной классики ни в коем случае нельзя пропустить Оскара Уайльда: «Портрет Дориана Грея» и «Идеальный муж», по-моему, состоят из одних афоризмов, а сказки писателя просто замечательны. И не забыть о двух его соотечественниках – Б.Шоу и Д.Голсуорси. Хрестоматийный «Пигмалион» первого автора – это пьеса на все времена, а каждая страница произведений второго пронизана духом «старой доброй Англии», что тоже очень занимательно. И если не хватит сил на объем «Саги о Форсайтах», то небольшие, но захватывающие и напряженные пьесы Голсуорси прочитать крайне необходимо.

Не знаю, можно ли назвать классиком автора, написавшего лишь одну или несколько книг (зато каких!), однако умолчать о М. Митчелл, Дж. Д. Сэлинджере и К.Кизи просто несправедливо. «Унесенные ветром» никак нельзя считать классическим женским романом, это книга о войне и мужестве женщин Юга. Тинейджерская повесть «Над пропастью во ржи» замечательна искренностью, а «Над кукушкиным гнездом» можно перечитывать несколько раз (если, конечно, не щадить нервную систему).

Из классических детективов, кроме всем известных мэтров, можно вспомнить и прочесть Г.К.Честертона — серию остроумную рассказов о нестандартно мыслящем отце Брауне – священнике, распутывающем потрясающие преступления. А из фантастики – отечественных братьев Стругацких (например, антиутопию «Град обреченный») и К.Саймака — повести «Пересадочная станция» или «Что может быть проще времени?». От них не шевелятся волосы на голове, как от «ужасных» романов Д.Кунца, но зато в этих книгах есть и философия, и эмоциональность, и надежда, что все закончится хорошо.

И напоследок нельзя забыть о бравом солдате Швейке, балбесе, перед которым в конце концов пасуют все умные герои. На все случаи жизни у него припасены незатейливые истории с моралью, и рискну предположить, что среди них найдутся сюжеты почти всех перечисленных книг. Так это или нет – открываем и читаем.

Источник картинки: st-listas.20minutos.es

Предыдущая запись:


Следующая запись:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотрите так жеclose