Сайт обо всем

Главная Древнеегипетская музыка

Как звучала древнеегипетская музыка

К сожалению, мы не можем сейчас услышать, как звучала древнеегипетская музыка по тем же причинам, почему не можем услышать, как звучал древнеегипетский язык. Причина — недостаточность найденного в гробницах для того, чтобы в точности воспроизвести музыку времен фараонов, а также то, что современная египетская музыка почти не унаследовала ничего из древнеегипетской.

К сожалению, ученые не обнаружили никаких нотных записей музыки.  Лишь в Среднем и Новом царстве были предприняты первые попытки зафиксировать  письменно. Древнеегипетская музыкальная грамотность передавалась устно от учителя к ученику. Конечно, египтяне были вполне способны на то,чтобы изобрести нотную грамоту, но почему-то этого не сделали. Вероятно, причиной этого было некое религиозное табу. Ведь музыка в древности напрямую связывалась с магией и религией. Кроме того, египтяне не были любителями новшеств и придерживались всех своих предрассудков и традиций тысячелетиями.

Впрочем, некоторые исследователи считают, что своеобразное нотное письмо у египтян все же существовало. Немецкий ученый X. Хикман проводит исследование по расшифровке рисунков, которые можно трактовать как возможную запись древнеегипетской музыки. По его мнению, многие произведения искусства Древнего Египта несут в себе символическую запись музыкального текста. Если приглядеться к положению рук танцовщиц, то можно отметить, что они то сомкнуты, то разведены. По всей видимости, положение сомкнутых рук, а также согнутые в коленях ноги соответствуют акценту звучащей ноты, а разведенные руки означают паузу. Отдельные фигуры танцоров могут указывать на необходимость связного исполнения определенной последовательности звуков.

Проанализировав строй обнаруженных в гробницах древнеегипетских инструментов, ученые сделали вывод, что первоначально музыка Древнего Египта была основана на пентатонике, то есть на пяти полных тонах без полутонов. Проще говоря, она напоминала нечто среднее между китайским и шотландским музыкальным строем. Это характерно вообще для любой более примитивной музыки. Традиционная египетская музыка была мягкой и спокойной.

К эпохе Среднего Царства, когда фараоны провели серию походов в Азию, музыкальный строй и инструментарий изменился.В музыке стал больше играть роль ритм, некоторые традиционные египетские инструменты были вытеснены азиатскими. Появился гобой, рамообразный барабан и т д

Появляются признаки того, что музыканты используют диатонику — музыкальную систему, состоящую из семи нот, которые располагаются по чистым квинтам. В дальнейшем музыкальная система продолжает изменяться, и к эпохе Нового царства она включает все 12 входящих в октаву полутонов. Новый музыкальный строй дал последовательность более дробных, узких интервалов, благодаря которой музыканты смогли с легкостью переходить из лада в лад. Новый вид настройки потребовал увеличения числа струн у арфы и более частого расположения пальцевых отверстий у гобоев, а также более удобных и мелко разделенных грифов у лютни. По наиболее четким и близким к действительности изображениям арфистов можно сделать вывод, что музыканты брали обеими руками одновременно интервалы квинты, кварты, октавы или секунды. Получается, что после эпохи Среднего царства инструментальное сопровождение не шло в унисон с голосом, оно уже не было строго гармоническим.

Также мы прекрасно знаем на каких конкретно инструментах играли древние египтяне и как они звучали.

Три инструмента боролись за главенствующую роль — арфа, флейта, лютня.

Арфа

egarfa

Арфы отличались друг от друга размерами и количеством струн: одни были маленькими переносными, другие  — средние, с подставкой, третьи — настояящие произведения искусства высотой с музыканта с нанесённым на них растительным или геометрическим орнаментом, с резными позолоченными головками на верху или у основания стойки. Струн могло быть от четырех до двадцати. Голова фараона означала, что на такой арфе играл придворный музыкант.

Все они имели полое тулово. Звучание струн можно было регулировать натяжением колец на грифе. Благодаря этому можно было исполнять музыку целым ансамблем струнных инструментов.

«Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук. Безусловно, дуговые арфы существовали в Египте задолго до IV династии, так как на упомянутом барельефе мы видим инструменты достаточно совершенной формы. Начиная с этого времени, можно встретить огромное количество изображений сначала дуговых арф, а затем и более сложных — угловых.Однако этот богатый изобразительный материал по-разному трактуется специалистами, что дало основание признать: «Из всех струнных инструментов нет ни одного, внешний вид которого был бы известен лучше, а история возникновения — хуже» . Можно ли считать, что изображения арфы и музыкантов, играющих на этом инструменте, достоверны? Ведь так много вариантности и в формах самих инструментов, и в манере держать их, и в расположении рук на струнах, и в позах арфистов! На эти вопросы даются разные, порой взаимоисключающие ответы. А. Мачинский, произведший обмер инструментов и струн, изображенных на древнеегипетских барельефах, во-первых, доказал, что эти изображения достаточно точны, так как дают разумные соотношения длин струн, и, во-вторых, сумел установить, что строй музыки в эпоху Древнего царства основывался на целых тонах, позднее же- на полутонах.

m6086
У нас нет возможности анализировать здесь все имеющиеся изображения древнеегипетских арф — дуговых и угловых, маленьких инструментов или инструментов больших размеров (например, такого, который мы находим на изображении служителя культа Тота в гробнице Рамсеса III, XX династия ). Можно лишь согласиться с утверждением, что та «тысяча комбинаций», в которой некоторые ученые не усматривают ни одной правдоподобной, как раз и есть достоверное свидетельство разнообразнейшего арсенала средств, применявшихся древними музыкантами при игре»

вот тут можно послушать, как звучала древнеегипетская арфа:

http://www.middleeast.org.ua/history/arfa.htm

Флейта

inlineshot.php

Флейта — один из древнейших инструментов. Обычно их делали из цельного куска дерева. Если изображения арф на протяжении всей истории Древнего Египта поражают разнообразием форм инструментов и способов игры на них, то при анализе изображений флейт мы сталкиваемся с противоположным фактом — удивительным постоянством вида этого инструмента. Достаточно сравнить изображение флейтиста в упомянутой гробнице, относящееся к периоду V династии,-одно из самых ранних изображений флейты, дошедшее до нас, с музыкальной сценой из гробницы Патенемхеба в том же некрополе, где среди прочих музыкантов есть и флейтист. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона). Флейты, которые мы видим на сохранившихся барельефах,- очень простой формы: полая трость, открытая с обоих концов. При игре на ней флейтист закрывал дальний конец ладонью: очень важная особенность, ибо этот факт несколько приподнимает завесу над характером самой музыки.
Поскольку инструменты были приблизительно в метр длиной, а для манипуляции с открытыми отверстиями на стволе оставалась только одна рука (в отличие от современных флейт, на которых играют обеими руками), то закрывать можно было лишь соседние отверстия и, следовательно, воспроизводить мелодию плавно, без скачков.

При исполнении она направлена наклонно и наискось. Извлечение звука флейты довольно трудновыполнимо, хотя и звучит она нежно, мягче любого другого духового инструмента. Примечательно, что существующие в настоящее время флейты коптских пастухов напоминают древние образцы.

Лютня

2400-1Лютня представляла собой

марокканский ребаб современная
египетская рабаб

маленькую продолговатую коробку, плоскую с боков, с шестью или восемью отверстиями и длинным грифом, украшенной перевязями, на которой натягивали четыре струны. современные ребабы похожи на древнеегипетскую лютню

Лютня древнеегипетским музыкантам стала известна позднее арфы и флейты. Некоторые историки22 связывают ее появление с усилившимся в период XVIII династии влиянием азиатской культуру (в связи с завоеваниями египтян). Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра — маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Эти детали хорошо просматриваются на сохранившихся изображениях лютнистов. Данная особенность древнеегипетской лютни также проливает свет на стиль музыки, которую на ней могли исполнять: звучание такой лютни больше походило, видимо, на звучание современной балалайки или домры (также плекторных инструментов), нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.

Кроме того, в Древнем Египте существовали также ударные инструменты, хотя ритм также выбивали хлопками в ладоши.

Систр

inlineshot.phpПожалуй, один из самых известных египетских инструментов. Он посвящен богине любви, веселья и музыки Хатхор, и на нем даже присутствует изображение ее лица.

Систр имели право использовать только знатные женщины и жрицы на церемониях. Во время игры на нем женщины надевали священное ожерелье «менат».

Цимбалы

inlineshot.php1

Бронзовые цимбалы акцентировали ритм композиции несколькими резкими ударами. Вместе с барабанами, цимбалы предавали музыке законченность и возвышенность.

Кастаньеты


Делались из дерева или кости в форме  рук и также служили ударным инструментом.

Предыдущая запись:


Следующая запись:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотрите так жеclose