Сайт обо всем

Главная Мысли

Общие черты учения Кастанеды и дзен-буддизма

Как ни странно, но в этих системах саморазвития есть множество общих черт, хотя порождены они совершенно разными культурами в разных точках земного шара

1. Концепция «иллюзорности» мира.

Дон Хуан говорит, что то, что обычные люди принимают за объективный мир – всего лишь одно из описаний мира, которое человек усваивает с детства. Все, что мы воспринимаем как непреложную истину – относительно и неустойчиво.

Дзен-буддизм, собственно, учит тому же: цель медитаций и коанов – выйти за рамки того описания мира, к которому мы привыкли. Дзен буддизм ничего не утверждает категорично. Он отрицает все точки зрения и в то же время признает все. Эффект получается тот же, что и от понимания концепции множества описаний мира по Кастанеде.

абсурдизм в дзенских притчах имеет целью «остановить мир», сломать привычные рамки восприятия.

В моем опыте именно знакомство с дзен-буддизмом. в числе прочего,  помогло мне «остановить мир» и сломать стереотипы мышления, подготовив почву для восприятия чужой точки зрения, а также понять и смысл книг Кастанеды, хотя я их читала гораздо раньше ,но воспринимала на чисто «логическом уровне», как мертвый багаж теоретических знаний.

2. Отношение к интеллекту, логике, «обыденному миру». Вопреки расхожему стереотипу людей, боящихся или не понимающих «оккультные восточные учения, несушие зло», ни дзен-буддизм, ни учение дона Хуана НЕ ОТРИЦАЮТ необходимость разума, интеллекта и логического мышления, однако цель и того и другого учения – показать, что воспринимать мир можно не только на обычном уровне, с помощью логики и интеллекта, но и по-другому. Дзен и Кастанеда ,вопреки «антиэзотерическим» стереотипам, не Выступают за деструкцию логики и здравого смысла, а наоборот, ПРИЗЫВАЮТ УКРЕПЛЯТЬ их, но при этом не забывая РАСШИРЯТЬ ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕГО ВОСПРИЯТИЯ. По Кастанеде, человек со слабым тоналем не мажет быть «воином». Учение дзен также большое внимание уделяет именно простой, обыденной жизни во всех ее проявлениях .

Дон Хуан говорит: чудо у нас под носом, но мы его не видим. Эта мысль является одной из центральных идей учения дзен. Лягушка в пруду, три фунта льна, вьюнок, обвившийся вокруг колодца становятся в японской поэзии, тесно связанной с дзен-буддизмом, целым космосом

могу сказать на своем личном примере, что «отключение внутреннего диалога», или занятия медитацией, ведет не к ухудшению (как это хотят доказать апологетические православные брошюрки), а к обострению интеллекта, логики, человек быстрее и логичнее соображает и начинает понимать и рассуждать, а не просто механически усваивать знания из книг

3. Самоконтроль и самосознание.

Необходимость сильного «тоналя» для того, кто встал на «путь воина», как это называет дон Хуан, ведет к тому что и дзен, и Кастанеда учат тому, что необходим постоянный контроль и осознание каждого своего действия. однако учение дона Хуана еще шире распространяет необходимость самоконтроля: вплоть до области снов, тогда как дзен учит лишь внимательно отслеживать все свои действия.

4. отказ от привычек, нестандартное поведение.

Дзен есть только там, где человек действует не по шаблону. Это присутствует во многих коанах.

Точно так же дон Хуан говорит о необходимости «ломать распорядок», «разрушать привычки».

5. Чувство юмора.

Дон Хуан учил, что нельзя относиться к себе и своим действиям чрезмерно серьезно. Поэтому истинный воин должен обладать чувством юмора. Юмор часто встречается и в дзенских притчах и дзенском искусстве, и здесь он имеет ту же функцию: отвлечь внимание ученика от своей собственной личности на другие цели

 

6. Необходимость постоянного совершенствования.

И дзен, и учение дона Хуана говорят о том, что человек не должен останавливаться в своем развитии.

Дзен говорит о «текучести» и «изменчивости», об умении «ускользать», то есть меняться каждую секунду.

Точно так же, но другими словами говорит и дон Хуан: воин должен постоянно меняться.

Ясность и определенность ведет к тому ,что человек останавливается на пути и уже не может стать «человеком знания».

7. Подход к ученикам.

Для непонимающего цели этих учений на первый взгляд может показаться, что Дон Хуан провоцирует своего ученика и все время оскорбляет его, а дзенские учителя крайне жестоки, наказывая монахов палкой.

Цель такого обращения – не принизить ученика. а побороть его «чувство собственной важности», которое мешает воспринимать мир иначе и отнимает много «энергии внимания». Кроме того, ни дзен, ни учение дона Хуана ничего не говорят о понятиях «добра» и зла» и вообще не рассуждают на эту тему, поэтому «жестокое обращение» в рамках иного «описания мира может быть наоборот, добром, тогда как мягкое и ласковое – злом («благими намерениями вымощена дорога в ад»)

8. концепция «срединного пути».

В дзэнских притчах постоянно говорится о необходимости придерживаться «срединного пути».

Схожие мысли можно найти в книгах Кастанеды: например, о необходимости «быть недоступным – то есть не «выжимать из окружающего мира все до конца, не индульгировать, верит и в то же время не верить. Все это и есть более подробные аспекты концепции «срединного пути», которой придерживаются на Востоке.

9. Отношение к понятию «я».

Дон Хуан говорит: все, что мы называем «личностью», «я» человека – это тональ, который начинается рождением и заканчивается смертью. после смерти идет распад этой структуры, т.е. учение дона Хуана не признает категории «душа», как христианство.

Сходны представления о «я» в целом в буддизме. Буддизм учит, что «личность» это совокупность дхарм, то есть различных элементов, которые постоянно меняются. После смерти личность как таковая перестает существовать, распадаясь на составляющие ее дхармы, новая комбинация которых и будет являться новым воплощением.

Однако дзен-буддизм не настаивает на этом столь категорично, т. е. очевидно, что он может допускать возможность сохранения личности после смерти. С другой стороны, и учение дона Хуана говорит о возможности сохранения именно «личности» при помощи определенных техник.

10. Дзенский абсурдизм и «недеяние»

В дзенских коанах мы часто встречаем нелогичные утверждения и странные ответы на вопросы: например, что Будда – это три фунта льна, или что собака не обладает «природой Будды».

Если посмотреть на эти «бредовые» с точки зрения логики утверждения в свете учения дона Хуана, то они станут более ясными.

Дон Хуан говорит о «делании», которое делает камень камнем, и «неделании», в котором и заключается основная суть магии. Утверждение, что камень не является камнем – это уже первый шаг к пониманию того, что такое «не-делание». Дзен буддизм нацелен именно на то, чтоб ученик понял суть «не-делания» ломая голову над коанами.

11. просветление, тональ и нагуаль.

Хотя дзен-буддизм и отрицает наличие определенной цели из-за того. что учит текучести и неуловимости, все же цель у него есть ,и ею является достижение «просветления».

вообще, «сатори» в буквальном переводе с японского обозначает не «просветление», а понимание.

Понимание и знание – это разные вещи. можно механически усвоить какие-то факты из прочитанной книги, но это не самый эффективный способ дойти до понимания, особенно если речь идет о вещах ,которые словами объяснить тяжело или невозможно.

Почему дзен-буддизм заставляет ученика не искать ответы в книгах, а доходить идо них именно самостоятельно? потому что чтение книги не может дать понимания, оно может дать только знание. понимание рождается внутри, когда «месседж доходит». Поэтому вместо философских трактатов практикующий дзен размышляет (впрочем. слово «размышлять» тут мало подходит) над абсурдными притчами.

Дон Хуан говорит, что тональ всегда можно объяснить словами, а нагуаль объяснить словами невозможно. Цель учения дона Хуана – увидеть нагуаль. Но поскольку словами нагуаль не объяснить, дону Хуану невольно приходится прибегать к словесному описанию, то есть к описанию тоналя.

Таким образом, знание о том. что нагуаль существует, не обязательно приводит к его пониманию.

Очевидно, что целью дзен-буддизма, как и целью учения дона Хуана является понимание того, что дон Хуан называет «нагуалем». Значит, «сатори» — это не просто понимание, а понимание того, что выходит за рамки «тоналя».

соответственно, термин «Будда» (т. е. тот, кто достиг просветления» и термин «человек знания» , употребляемый доном Хуаном, в чем-то сходны по смыслу.

Отличие дзена и Кастанеды от других эзотерических и религиозных учений.

В чем отличие дзен-буддизма и учения дона Хуана от традиционной «эзотерики» и религий?

Человек всегда стремился к постижению некоей абсолютной истины, и по пути к ней создавал многочисленные философские, религиозные и магические системы.  Я считаю, что ни одна из этих систем не может полноценно объяснить Истину или привести к ней., так как все они в большей или меньшей мере уводят от нее в сторону.

Но такие системы, как учение дона Хуана и дзен буддизм, по моему мнению, являются двумя самыми эффективными системами, помогающими двигаться в расширении восприятия, менее концепций, имеющих те же цели, позволяя ученику «зависать» на формальных проявлениях учения, а открывать для себя суть. К тому же, их плюсом является то, что они начинают совершенствование не с мистики ,а с обыденности, заставляя стать человека лучше сначала в обычной, нормальной жизни, готовя себя к более высоким ступенькам. Они учат постоянному контролю и постоянному взвешиванию своих суждений, оценок, пересмотру своего мировоззрения и заставляют их последователя быть более гибким и терпимым, не ограничивая свой кругозор лишь положениями одной книги.

Несмотря на то, что они имеют разные формы выражения и появились в разных культурных контекстах, они являются разными аспектами одного и того же метода понимания мира ,который я называю «магией саморазвития», в отличие от манипулятивной магии, которая применяется на более низших уровнях развития сознания., так как связана с интересами «я».

Дзен и Кастанеда начинают с особенностей человеческой психологии и уже через нее открывают нам то, что лежит за пределами обыденного мышления и логического интеллекта, чем, безусловно, более эффективны.

Предыдущая запись:


Следующая запись:

3 комментариев “Общие черты учения Кастанеды и дзен-буддизма
  • ДИНИС:

    Спасибо.

  • Катерина:

    Интересная статья, заставляет задуматься. Только человек хорошо знающий и Кастанеду и Дзен-буддизм может провести такие параллели.
    Спасибо.

  • Андрей:

    А че думать, так оно и есть, после прочтения Кастанеды, кстати или к примеру, и библию понял, точнее что там хотели передать и как извратили местами ее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотрите так жеclose