Сайт обо всем

Главная Отношения и дети

Как научить ребенка читать?

Некоторые родители (и их на сегодняшний день большинство) считают, что учить ребёнка читать нужно с трёх лет, другие не спешат, откладывая эту непростую задачу на неопределённо далёкое будущее. То ли попав под влияние бабушек, утверждающих, что во времена их юности дети начинали осваивать книжную премудрость в первом классе школы – а значит, это хорошо и правильно. То ли у взрослых попросту нет времени (или, как вариант, лень) заниматься с малышом. «Учить – задача учителей, а в школу нам ещё не скоро».

На самом деле, чем раньше ребёнок научится читать, тем лучше: всем известно, что книги способствуют развитию интеллекта, фантазии, абстрактного мышления, памяти, логики. Но родители трёхлетнего карапуза могут столкнуться с тем, что малыш попросту не готов к освоению нового навыка. Дети в таком возрасте ужасно неусидчивы – взять книжку, опознавать знакомые буквы, ещё и вникать в смысл прочитанного, пребывая в неподвижности, для них подчас непосильная задача. Но родители непреклонны: раз они обнаружили на сайте, посвящённом воспитанию детей, статью «Во что бы то ни стало надо приобщить наследника к чтению строго в три года», то уж не отступят. Итог – ребёнок сопротивляется до последнего, в итоге его ломают и заставляют таки запоминать ненавистные буквы. Но разве он полюбит книги, если для него они – обязаловка, а не чудесный и удивительный мир приключений?

Так вот, если вы решили приобщить ребёнка к чтению, ни в коем случае это не должно сопровождаться принуждением. Трёхлетки любопытны, всё схватывают на лету – но не надо думать, что обучение грамоте может идти по школьной модели, чинно и в строгости. Пусть это будет лучше новой игрой, которая непременно увлечёт маленького исследователя. И самое главное, покажите на своём примере, что читать – здорово и интересно. Часто ребёнок видит вас с книгой? Думайте. Обмануть ребёнка не так уж легко, как порой кажется старшим.

С чего будем начинать? С основы основ, разумеется – выучим буквы. В этом деле нам помогут кубики или настенный плакат с алфавитом. Чем красочнее будут изображения, тем лучше. Чтобы легче запоминалось, каждую букву должна иллюстрировать картинка. Называйте букву и 3-4 простых слова, на которую они начинаются. Попросите малыша придумать свои примеры. Не справился? Помогите: «Наша Мурка кто? Правильно, кошка. Кошка – на букву «к».

Стоит ли учиться читать по слогам, или лучше сразу проговаривать слово целиком, педагоги к единому мнению не приходят. Тут снова мы наблюдаем столкновение традиционной и новаторской школ. В сущности, если ребёнок сообразительный и хорошо знает все буквы, «слоговый» этап можно пропустить. Пусть лучше проговаривает составляющие слова про себя, а вслух называет целое. Возможно, процесс чтения будет идти медленнее, но этот способ предполагает больше сосредоточенности и прекрасно тренирует память. Вскоре вы заметите, что ребёнок читает без какого-либо понукания вывески, названия, объявления – любой короткий текст, который ему попадётся, если он написан крупными яркими буквами. Но не все слова будут понятны крохе: теперь ваша задача – объяснять ему их значение.

Потом придёт пора первых книг – стишков и сказок. Это уже не просто слова, а целые истории, которые нужно не только прочесть, но и понять. После каждого произведения поговорите с малышом: что ему понравилось, что нет, всё ли оказалось понятным, кто из героев поступил хорошо, кто плохо – «а почему ты так считаешь?». Заметьте: не нужно форматировать ребёнка на строгую классификацию «этот добрый, тот злой», ведь в жизни так не бывает. Если вы добьётесь от маленького мыслителя хоть сколько-то вразумительных ответов на вопросы «Почему персонаж поступил плохо? А мог бы сделать иначе? А как?», можете заслуженно гордиться своим чадом: у вас растёт умный ребёнок, который однажды станет мудрым взрослым. Вообще, все дети умные и неформатные – просто многим из них родители, а позже школа, не дают вырасти мыслящими людьми.

Предложите ребёнку нарисовать персонажей книжки – творчество развивает фантазию. Или придумать свою историю про них – например, изменить финал, если тот окажется грустным. Почему бы, к примеру, не оставить в живых Колобка? Ведь могло так оказаться, что тот пообещал Лисе целую миску куриных косточек, если та проводит его домой? Хищница согласилась и не прогадала: бабушка и дедушка, обрадовавшись найденной пропаже, действительно угостили Лису и отпустили с миром. А Колобок решил никогда не ходить гулять без спроса.

Очень здорово, когда такие сочинялки происходят в форме ролевой игры: ребёнок озвучивает реплики главного героя, вы – его собеседника. Попробуйте – наверняка повеселитесь не меньше своего юного сказочника!

Иллюстрации в детских книжках – замечательный мотиватор. Вы вроде бы уже устали читать, хочется порезвиться, но на следующей странице интригующая картинка: интересно, что это изображено? Надо разузнать! И всё же паузы делать не только можно, но и нужно: пусть малыш отвлечётся, побегает, сжуёт что-нибудь вкусненькое, а потом с новыми силами вернётся в волшебный мир сказок.

Источник картинки: mamashkam.ru 

Предыдущая запись:


Следующая запись:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотрите так жеclose