Сайт обо всем

Главная Литература

«Уроки французского» Распутин краткое содержание

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» начинается с описания того, как главный герой, одиннадцатилетний мальчик из сибирской деревни, поступает в пятый класс. На дворе 1948 год, в стране тяжелые послевоенные годы, в деревне — голод. Мальчик — старший из троих детей в семье без отца. Так как он хорошо учился в начальной школе, читал письма неграмотным старухам и помогал определять выигрышные облигации, его все считали умным и советовали матери отправить его на дальнейшее обучение в город (в деревне была только начальная школа).

В городе мальчик также учится хорошо. Ему не дается только французский язык – из-за его трудного произношения. Также он тяжело тоскует из-за разлуки с семьей. Видя это, мать, которая приехала навестить его, предлагает вернуться домой, но мальчик опомнился и убежал.

В городе его также преследует голод. Всю скудную еду, которую ему присылали из деревни с шофером дядей Ваней (хлеб, картошка и изредка творог), кто то крал — возможно, знакомая у которой он жил, или ее дети. Но мальчик не решался выяснять это и съедал все, что ему привозили сразу же, а все остальное время мучился от голода. В городе к тому же нельзя было ни поймать рыбы, ни сорвать что-нибудь съедобное.

Федька, сын женщины, у которой жил мальчик, рассказывает ему об игре на деньги в «чику» и приводит его на полянку, где мальчики играют в эту игру. Про это никому не рассказывают, так как за игру на деньги могут выгнать из школы. Самым успешным игроком там был Вадик из седьмого класса, и он всегда выигрывал больше всех. Хотя он и мошенничал, никто не решался перечить ему.

Так как это единственный способ заработать денег и купить себе еду, герой рассказа решается поставить свои гроши на кон и поучаствовать в игре. Сначала он проигрывает, но со временем приобретает навык и приходит на полянку уже каждый день, выигрывает рубль и уходит, чтобы купить себе молока. Поначалу Вадик хвалит его за хорошую игру, но затем замечает, что мальчик не играет до конца. Вадик вынуждает его подходить к игре только последним, и тогда он становится лучшим игроком и начинает выигрывать всю кассу. Естественно, мальчику этого не прощают. Вадик и его товарищи избивают его.

На следующее утро учительница французского Лидия Михайловна замечает ссадины и синяки на лице мальчика и спрашивает его, что случилось. Он пытается соврать, что упал, но его одноклассник Тишкин, который тоже присутствовал при игре, выдает его и рассказывает, что его избили, когда он стал спорить в игре на деньги.

Лидия Михайловна оставляет мальчика после урока. Он боится, что та поведет его к директору. Но учительница просто спрашивает правда ли, что играет на деньги, и на что он их тратит. Когда она, ухоженная и богатая городская жительница, узнает что этот мальчик, бедно одетый, тратит все деньги на молоко, она, похоже, жалеет его и не говорит никому об его проступке, но просит его больше не играть.

Мальчик продолжает мучиться от голода, и это вынуждает его опять прийти на полянку. Его пускают играть, но на четвертый день, когда он выиграл рубль, его снова избили.
На следующий день Лидия Михайловна вызывает его к доске, но он не может ничего прочесть из-за разбитой губы. Учительница оставляет его на дополнительные занятия. Мальчик мучается на них поначалу. Лидия Михайловна решает, что лучше заниматься у нее дома, и это заставляет его испытывать еще больший страх и неловкость. Когда она приглашает его за стол, он все время отказывается, несмотря на голод.

Однажды в школе он обнаруживает посылку в ящике. Поначалу мальчик думает, что это посылка от матери, но когда он видит, что в ней лежат макароны и гематоген, которые нельзя достать в деревне, и нет никаких писем с пояснениями, то понимает, что это прислала Лидия Михайловна.

Он приходит к ней домой и спрашивает, зачем она это сделала. Она сначала пытается откреститься от этой посылки, но потом признается, что прислала ее, потому что знает, что он голодает, а у нее есть возможность ему помогать. Лидия Михайловна с трудом уговаривает мальчика взять посылку.

Уроки французского на этом не прервались. Мальчик замечает, что его произношение стало лучше, и французский язык ему даже начинает нравиться. Но он продолжает настороженно относиться к учительнице, боясь какого-нибудь нового ее неожиданного поступка.

Через две недели Лидия Михайловна вдруг начинает расспрашивать его о той игре. Потом она рассказывает ему, что в детстве тоже играла с ребятами в похожую игру, которая называется «пристенок». Она объясняет мальчику правила и вдруг предлагает ему поиграть. В ней будто просыпается ребенок. Мальчик поначалу испытывает неловкость, ведь она учительница, а он ученик, но постепенно соглашается. Они играют понарошку, затем на деньги. Постепенно он научился играть в эту игру и стал выигрывать. Хотя ему и было неловко принимать от нее деньги, он никогда не отказывался от предложения поиграть, и ему было интересно.

Но все заканчивается неожиданно и грустно. Однажды в разгаре игры в комнату учительницы вошел директор школы, живший по соседству. Лидия Михайловна сознается, что играла на деньги с учеником. Беря вину на себя, она покидает школу и уезжает к себе домой на Кубань. Больше мальчик ее не видел.

После январских каникул ему приходит посылка, в которой лежат макароны и три красных яблока.

На мой взгляд, главный образ этого рассказа – это образ настоящего учителя, который не просто дает ученикам знания и заставляет их вести себя «как надо», а учителя, который относится к ним с пониманием, теплотой и любовью и сам в себе не забывает того ребенка, которым был когда-то и вместе с тем требовательного педагога, который неотступно пытается обучить человека своему предмету. Как мне кажется, понимание и доброта – это самые важные качества для учителя.

Источник картинки: rusportal.net 

 

Предыдущая запись:


Следующая запись:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотрите так жеclose