1 декабря 2009. Поездка в Луксор и Дендеру (2)
Не менее интересной была и историческая часть рассказа нашего гида.
Вообще, с русским гидом лучше, чем с египтянином. Во-первых, он не возит по всяким сувенирным магазинам, не тратит на это время, а больше старается показать сами памятники. Во-вторых, русский гид рассказывает понятнее и интереснее, не скрывая никаких фактов и особенностей, потому что он свой. И в третьих, не пытается вас облапошить. Но русских гидов я до сих пор ни в Турции, ни в Египте не встречала – это вообще большая редкость.
Всем известно, что Египет – это страна, обладающая богатым культурным наследием. От великой древней цивилизации нам остались храмы, гробницы, пирамиды. И лишь немногое из всего этого откопано из песка. Поэтому сейчас, даже когда найдено и расшифровано огромное количество надписей на папирусах и стенах храмов и гробниц, нам известно о Египте очень мало. Если бы у нас была возможность очистить всю страну от песка, то мы обнаружили бы еще множество памятников Древнего Египта.
Кроме самих древних египтян, след в истории и культуре страны оставили также, христиане и мусульмане. Египет вообще можно назвать колыбелью христианства. Здесь, на Синайском полуострове находится старейший в мире христианский монастырь Святой Екатерины. Ему больше тысячи лет. Как мы помним из Ветхого Завета, именно здесь, на горе Синай Бог дал Моисею десять заповедей. Именно здесь появились первые христиане.
И, хотя христиане могут это сколько угодно отрицать, многие христианские мифы, символы и догматы произошли в том числе и из языческой религии Египта. Приведу самые яркие примеры, о который нам рассказал Виктор.
Символ креста произошел от египетского «ключа» или «креста» жизни анх.
Троица – тоже родом из Египта. В религии Древнего Египта были «триады богов» — например, триада Амон (бог Солнца), его жена Мут и их сын, бог Луны Хонсу.
(Мне кажется, это не совсем одно и то же, потому что христианская Троица возникла из-за путаницы «богов» в Ветхом Завете, а также из-за того, что христиане, чтобы обосновать свою веру, верят в то, что Иисус – это тоже «воплощение» Бога, его «сын». С другой стороны, это «родство» отца и сына напоминает египетские семейные «триады».)
А вот с тем, что прообразом воскресения Иисуса вполне может быть воскресение египетского бога Осириса, я согласна. Вообще, этот мотив «воскресения» встречается так же и в греческих мифах, и связан он с воскресением природы.
Изображение девы Марии с сыном на руках – не что иное, как христианизированное изображение богини Исиды с младенцем Гором на руках. Это тоже кажется мне обоснованным.
А страшный Суд и рай явно взяты из позднеегипетских представлений о суде Осириса над умершим и о «полях Иалу», месте райского блаженства, куда попадают праведники. Вообще любопытно, что из всех языческих религий только в Египте сформировалась идея «воздаяния» за все свои дела после смерти. Плохим – вечное небытие, хорошим – вечная жизнь в раю. В Греции и Месопотамии мир мертвых, например, вообще представлялся как царство мрака, где ничего хорошего не может ждать вас в принципе. Немудрено, что именно в Египте Бог дал Моисею свои десять заповедей. Кстати, что-то вроде этих заповедей уже было сформулировано в той же Книге Мертвых, в оправдательной речи, которую должен произносить умерший перед судом богов. Он должен отрицать все грехи, которые он совершал при жизни.
На церквях можно увидеть символ «глаз в треугольнике», а на купюре достоинством один доллар – пирамиду с таким треугольником на вершине. Этот масонский символ тоже происходит из египетской религии. Это око-уджат – всевидящее око, охранный амулет, который египтяне и поныне вешают на стены домов и изображают в аэропорту, чтобы не случилось несчастья.
Тем не менее, когда Древний Египет пришел в упадок из-за неурожаев и нашествий завоевателей, некогда богатые храмы опустели. Их оставили жрецы, которые не получали больше приношений от людей, а храмы заняли христиане, уже забывшие религию Египта, смысл этих странных настенных росписей на храмах. Им было непонятно, что это за люди с головами животных и значки изображены на стенах ханятых ими храмов. А скорее всего, эти изображения и знаки противоречили в чем-то их религиозным убеждениям. Поэтому христиане начали сбивать лица и тела этих изображений. Таким образом, «благодаря» стараниям христиан египетские храмы очень пострадали. Тем не менее, новым хозяевам удалось добраться лишь до нижних рельефов, а верхние они, к счастью, не смогли испортить.
После христиан эти же храмы заняли бедуины. Они тоже нанесли уон храмам: в стенах и колоннах до сих пор можно увидеть длинные узкие углубления – это бедуины точили о камень свое оружие.
Первый храм, который мы ехали смотреть – это храм богини Хатхор в Дендере. Этот храм был возведен при Рамзесе 2 и перестроен при римлянах. Благодаря тому, что храм был скрыт песками, он очень хорошо сохранился.
Этот храм — одно из интереснейших мест Египта. Японские ученые установили, что на территории этого храма находится одна из трех сильнейших энергетических точек мира. Сюда многие приезжают для того, чтобы зарядиться энергией от «врат Хатхор», пройдя в них слева направо и выйдя через обратную сторону справа налево.
При всем этом храм в Дендере посещает мало туристов. Это хорошо позволило мне сосредоточиться на атмосфере, и я действительно ощутила нечто необычное. Впрочем, и в других храмах это тоже чувствовалось – очевидно, там было легче сосредоточиться из-за отсутствия толп. Голову будто плющило и было приятное головокружение. Можно конечно, сослаться на недосып и переутомление от дороги, но до Каира дорога была гораздо дольше и тяжелее, а у пирамид я такого не чувствовала.
Не знаю, почему, но атмосфера внутри христианских церквей меня гнетет. В египетских храмах, если у них есть крыша – темно, а мера пропорции в них – явно не человек, здесь все гигантское. Но при этом никакой гнетущей, давящей атмосферы не чувствуется. Есть только ощущение, что се это непонятно и таинственно, необычно, хотя я и знаю, что нарисовано на стенах и почему. Может, кого то эти помещения тоже гнетут, но лично я ощущала спокойную радость,и удивление от того, сколько всему этому лет.
Фигуры на стенах со спокойными улыбающимися лицами, ряды причудливых знаков, огромные колонны и высокие потолки создавали особое настроение – чувство вечности. Я не чувствовала ту «оторванность» от живого мира, как в христианской церкви – ведь египетский храм повторяет не то, что на небесах, а то что на земле – колонны в форме папирусов и лотосов, зооморфные боги, иероглифы в виде животных, людей, растений и предметов, потолок, изображающий звездное небо. И в этом не было столько «человечного» и понятного, как в том, к чему мы привыкли.
Кстати. Все эти огромные храмы, пирамиды и статуи возвели вовсе не рабы, как нас учили в школе. Это делали совершенно свободные люди, и за эту работу они получали немалые деньги. Сделав одну статую для храма (это занимало 5-8 лет), мастер мог больше ничего не делать, чтобы прожить, но люди продолжали работать, чтобы накопить на гробницу, которая стоила очень дорого. Особой чертой египтян было это постоянное беспокойство о своей загробной жизни – по крайней мере, у тех, кто был состоятельным.
Храм Хатхор посвящен богине любви и веселья, но на его территории были также и святилища других популярных божеств. Это делалось для того, чтобы египтянину не приходилось ездить далеко в разные города, чтобы совершить паломничество главным богам Египта – Ра, Осирису, Исиде и Хатхор. Поэтому в храмовом комплексе Дендеры есть также святилища, посвященные Исиде и Бэсу. Мы их не смотрели, так как они сохранились очень плохо, и у нас не было на это времени.
Мне еще показалось, что в храме до сих пор чувствуется запах благовоний, которые курили жрецы. Потолок был закопчен. В переднем зале высились 24 огромных колонны с капителью в форме систра – музыкального инструмента, с которым изображалась богиня Хатхор (Это такая «погремушка» с ручкой). Число колонн равно числу жрецов, живших в храме, а также числу часов в сутках.
На капителях колонн была с четырех сторон изображена голова богини Хатхор с ушами коровы. Вообще, Хатхор изображали в трех видах: в виде коровы, в виде женщины с головой коровы, или же в виде женщины с короной в виде коровьих рогов, между которыми помещался диск Солнца. (Хатхор – дочь бога солнца Ра). Это третье изображение богини было самым распространенным.
В следующую залу имели право входить только жрецы более высокого ранга. По бокам этой залы находятся комнаты, в которых хранились дары богам. Естественно, ту пищу, которую приносили богам, ели Ами жрецы, а остатки раздавали бедным.
За этим залом шло святилище, где раньше стояла золотая статуя богини. На стенах был изображен обряд выноса статуи из храма и ее плавание на лодке по Нилу.
Затем мы поднялись наверх по стоптанной лестнице. На стенах коридора тоже были великолепные рельефы.
Выйдя на крышу храма, мы зашли в две комнаты. На потолке одной из них было великолепное изображение богини Нут. Гид рассказал нам историю о ней. Нут часто изображали на крышах гробниц и храмов. Это богиня неба в виде женщины со звездами на теле. Она каждый вечер проглатывала солнце и каждое утро рождала его. В этой комнате также были колонны с капителями в форме головы Хатхор, некоторые лица были сбиты, некоторые сохранились.
Следующая комната была посвящена богу загробного мира и плодородия Осирису. На стенах этой комнаты был изображен знаменитый миф о смерти и воскресении Осириса. А на потолке – тот самый «зодиак из Дендеры», который я видела в книжках. Впрочем, это был совсем не «тот самый» — всего лишь гипсовая копия. А оригинал увезли к себе французы, и он хранится в Лувре. Французы вообще, по словам Виктора, отличаются особой любовью «отколупнуть кусочек на память» Вообще, из-за такой любви растаскивать древности все группы туристов сопровождает представитель египетского Министерства культуры. Один такой представитель по имени Аля был и с нами, и Виктор рассказывал, что Аля отказался от работы с французами именно из-за этой их особенности и даже предпочел учить русский язык. А ведь для арабов выучить русский очень тяжело – они никак не могут научиться склонять слова.
Кстати, потом в Карнаке я увидела группу японцев с гидом-арабом, он говорил по-японски так чисто, что я сначала подумала, что это говорит японец, а потом увидела, что это араб. Вот еще одно подтверждение о том, что сложность японского языка – миф.
Но продолжу о Зодиаке. На этом Зодиаке изображено 4 стороны света и 12 знаков Зодиака в обличие богов. Кстати. Потом Виктор рассказывал нам о «египетском гороскопе», то есть тех богах, которые соответствовали современным знакам Зодиака. Некоторых я запомнила. Рыбы – Атум (бог-создатель мра бог заходящего солнца)
Лев – Хатхор (богиня любви и веселья)
Близнецы – Осирис (бог плодородия, царь загробного мира, бог смерти и возрождения)
Телец – Мин (бог плодородия)
Скорпион – Бэс (считается, что это греческое божество. Бэс был покровителем маленьких детей)
Дева – Исида – жена и сестра Осириса, богиня магии, материнства и мореплавания.
Овен — ?
Стрелец – Гор (сын Осириса)
Козерог – Хнум (бг-гончар, сотворивший людей из глины)
Весы – Тот? (бог мудрости, изобрел египетскую письменность)
Помимо этого, он сказал, какие сувениры не стоит покупать в Египте (я, конечно, считаю, что это вопрос веры)
-Кошка на подставке (он сказал, что подставка – это крышка гроба, но для меня это спорно, потому что подставка может быть, например. постаментом статуи)
-сфинкс – в нем может быть замурована душа умершего, так как это вообще страж пирамд-усыпальниц. Это тоже спорно, так как изображения сфинксов можно встретить и не у гробниц, а у храмов.
-жук-скарабей без лапок и с дыркой посередине (кстати, у меня дома такой есть – ничего сверхстрашного не произошло) – потому что таких жуков пришивали к мумии, как бусины. Эти жуки маленькие, с большими дырками и покрытые дешевой голубой глазурью.
-изображение маски Тутанхамона, так как эта маска снята с мертвого человека У меня кстати, был один такой курьезный случай, связанный как раз с изображением этой маски. Однажды ночью, после просмотра леденящей душу передачи о проклятии гробницы Тутанхамона, мне приснилась ожившая мумия этого самого фараона, и в это же время висевшая у меня над кроватью репродукция изображения этой маки упала со стены и чуть не брякнулась мне на голову. После этого я решила не становиться египтологомJ
-сосуды с крышками в виде голов животных или людей, так как это были канопы – сосуды, в которых хранились внутренности умершего.
-вообще не покупать ничего на западном берегу Нила, так как в Древнем Египте западный берег считался «страной умерших», на нем находились исключительно некрополи. (все продавцы сувениров у пирамид обанкротятсяJ)
Слишком верить в приметы, я считаю, не стоит, така как если разобраться, то все вещи, связанные с «египетским колоритом» — это вещи, вытащенные из гробниц, или связанные с различными древними верованиями, что для особо религиозных неприемлемо вообще. Но в любом случае, купить кому-нибудь в подарок изображение «сосуда для внутренностей» не особо приятно.
Осмотрев эти комнаты на верхнем этаже, мы вышли на крышу и посмотрели вниз. Снаружи мы увидели окружавшую храм стену из саманного кирпича. Эта стена была построена уже при римлянах для защиты храма. Впрочем, для египетских храмов, которые, видимо строили из камня в расчете на века, никакие жалкие стены из глины не нужны.
После этого мы спустились вниз и начали осматривать окрестности храма. Сначала прошли через эти самые «ворота Хатхор» каждый по очереди. Нас даже предупредили, чтоб не ходили туда с мобильником, потому что он может разрядиться (уж не знаю насколько это правда, но мобильник я все таки оставила, а то не дай бог остаться без фотоаппарата, а там столько интересного надо сфоткать).
Пока в этих ворота была очередь за колбасой, мы осмотрели ниломер (это такая яма со ступеньками, ведущими вниз, она наполнялась грунтовой водой, и по уровню воды жрецы определяли, большой будет разлив Нила или нет. Если он будет большой, то налоги можно увеличить, если маленький – то уменьшить) и «священное озеро» (теперь воды в нем не было, а росли финиковые пальмы).
Потом, наконец, появилась возможность пройти через «ворота Хатхор» (ничего особого я не почувствовала – наверное, и так много впечатлений от всего было) и направились ко входу в храм (пилоны этого храма не сохранились) Там находились несколько интересных «осколков» статуя бога Бэса (ему все натирали живот на счастье, и от этого он блестел), большой каменный круг с рельефом и хорошо сохранившаяся голова Хатхор.
Предыдущая запись:
1 декабря 2009. Поездка в Луксор и Дендеру (1)
Следующая запись:
1 декабря 2009. Поездка в Луксор и Дендеру (3)